Доблюзовые афро-американские пионеры звукозаписи

Джэс Обрек (Jas Obrech, All-Music Guide, оригинал лежит здесь)

Вскоре после изобретения Эдисоном в 1877 году первого цилиндрического фонографа люди с удовольствием стали платить за то, чтобы услышать свой собственный голос, запечатленный на фольге цилиндрического валика. "Эдисон Спикинг Фонограф Компани (Edison Speaking Phonograph Company)" заработала кучу денег на своем изобретении, посылая обученных агентов в водевильные театры и палаточные шоу для демонстрации "Говорящего Чуда XIX века". На афишах было написано: "Это устройство будет говорить, петь, смеяться, кричать, свистеть, повторять игру на музыкальном инструменте, подражать человеческому голосу, говорить любые слова на любом языке". До 1902 года большинство таких цилиндрических механизмов могло как изготавливать, так и проигрывать записи.
В те ранние годы коммерческие записи были уделом комиков, театральных актеров, проповедников, студийных исполнителей, инструменталистов и музыкальных групп. Почти все первые записывавшиеся музыканты были, за некоторым исключением, белыми. Среди чернокожих наиболее известен был Джордж У. Джонсон (George W. Johnson), некогда раб на плантации в Вирджинии, впервые записашийся в 1890 г. для "Нью-Йорк Фонограф Компани (New York Phonograph Co.)" и "Нью-Джерси Фонограф Компани (New Jersey Phonograph Co.)", и, впоследствии, для "Эдисон (Edison)", "Коламбиа (Columbia)", "Виктор (Victor)", "Берлинер (Berliner)", "Зонофон (Zonophone)", "Беттини (Bettini)", "Канзас Сити Токинг Машин (Kansas City Talking Machine)" и других компаний.
Первые известные коммерческие звукозаписи группы афро-американских исполнителей - "Юник Квартет (Unique Quartette)" - были сделаны компанией "Нью-Йорк Фонограф (New York Phonograph)" в декабре 1890 г. Основанная в Нью-Йорке, группа играла в стиле варьете - "раскованного" предшественника водевиля, - исполняя на гастролях роли негров в представлениях "Джорджия Колоред Минстрелз (Georgia Colored Minstrels)" и "Примроуз энд Уэст Минстрелз (Primrose and West Minstrels)". Известна их единственная сохранившаяся запись "Mamma's Black Baby Boy", записанная в 1893 году на цилиндре Эдисона № 694; исполнителями, по всей видимости, являются солист Джозеф М. Мур (Joseph M. Moore), тенор Уильям Х. Таккер (William H. Tucker) и баритоны Джей. И. Карсонз (J.E. Carsons) и Сэмюэл Дж. Бейкер (Samuel G. Baker). В 1896 году каталоги "Фонограф Рекорд (Phonograph Record)" и "Сэпплай Комапани (Supply Co.)" из Нью-Йорка рекламировали полдюжины их цилиндров. На аннотации к записи группы "Квартетт (The Quartette)" можно прочитать: "Лучшие негритянские артисты. Записи высокой громкости и отличного качества. Рекомендуем всем, кто любят негритянские мелодии". Помимо песни "Mamma's Black Baby Boy", здесь были записаны "Dancing On the Old Barn Floor", "Sunshine Will Come Again", "Gwine Back to Dixie", "Hot Corn Melody" и "Dora Dean". Авторское право на песню "Dora Dean" было зарегистрировано несколько ранее в 1896 году Бертом Уильямсом (Bert Williams); она была названа по имени известной подиумной танцовщицы в шоу "Криол-шоу (Creole Show)". Песня имела и второе название - "The Hottest Thing You Ever Seen".
В 1891 - 1897 годах группа "Чикагоз Стандард Квартетт (Chicago's Standard Quartette)" записала множество цилиндров, выпущенных затем фирмами "Нью-Йорк Фонограф", "Коламбиа Фонограф (Columbia Phonograph)", "Охайо Фонограф (Ohio Phonograph)" и "Ю-Эс Фонограф (U.S. Phonograph)" из Нью-Джерси. В состав группы, по всей видимости, входили Эд ди Мосс (Ed De Moss), Х. С. Уильямс (H.C. Williams), Руфус Скотт (Rufus Scott) и Уильям Коттрелл (William Cottrell). Обладатели красивых, меланхоличных голосов, они были искушенными профессионалами и выступали в совместных турне с афроамериканским мюзиклом "Юг перед войной (The South Before the War)". Подборка их записей 1894 - 1895 гг., выпущенная на "Коламбии", включала в себя номера "Old Aunt Jemima", "Little Alabama Coon", "Way Down Yonder In the Cornfield" и "Nationality Medley", однако только две их записи сохранились до наших дней. Спиричуэл "Keep Movin" в их исполнении дошел до нас в плохом состоянии, что, однако, не в состоянии умалить его трогательности; другая сохранившаяся запись - "Every Day'll Be Sunday Bye and Bye". Кроме этого "Стандард Квартетт" записали на "Коламбии" по крайней мере один цилиндр совместно с белой певицей Джесси Оливер (Jessie Oliver).
Чернокожий исполнитель на банджо Луис Вэзниэр (Louis Vasnier), о котором мы не имеем практически никаких сведений, примерно в 1891 году записался на фирме грамзаписи "Луизиана Фонограф Компани (Louisiana Phonograph Company)". Семью годами позже пара исполнителей на банджо, вывыступавшая под именем "Казинз энд де Мосс (Cousins & De Moss)" записала светскую пьесу "Poor Mourner", основанную на одном из госпелов. Вероятно, тогда на этом семидюймовом цилиндре фирмы "Берлинер" был записан Эдди Мосс (Eddie Moss). Примерно тогда же на "Берлинер" записался и Том Кларк (Tom Clark).
В октябре 1901 года свою карьеру в звукозаписи начал Берт Уильямс (Bert Williams); позднее она приведет его к славе звезды Бродвея. В следующем году фирма грамзаписи "Виктор (Victor)", на которой он делал свои записи, записала проникновенное выступление квартета "Динуидди Колоред Квартетт (Dinwiddie Colored Quartette)" из Вирджинии, в состав которого входили тенора Стерлинг Рекс (Sterling Rex), Джей. Кларенс Мередит (J. Clarence Meredith), первый бас Гарри Крудер (Harry Cruder) и второй бас Джеймс Мантелл Томас (James Mantell Thomas). Сессия записи, по сохранившимся сведениям, происходила на Десятой (Tenth Street) и Ломбард-стрит (Lombard Street) в Филадельфии. Первая запись квартета под названием "Down On the Old Camp Ground" была предварена объявлением диктора в качестве "негритянской песни, кун-сонга (coon song)". Большинство из полдюжины записанных ими на односторонних дисках композиций - спиричуэлы, иногда содержащие стихи комического содержания - являли собой характерный пример музыки только что прошедшего XIX века, хотя "Poor Mourner" явно выделяется аранжировкой с акцентом на "африканскую" слабую долю и гармоническими пассажами, которые впоследствии перейдут в стиль "ду-уоп" (doo-wop) и современную поп-музыку. Изначально сформированный с целью сбора средств на постройку частной школы для чернокожих в Динуидди, штат Вирджиния, "Динуидди Квартетт" по выходу в свет этих записей совершил совместные турне с Эрнестом Хоганом (Ernest Hogan) и шоу Билли Макклейна "Смарт Сет (The Smart Set)". Квартет просуществовал до 1904 года. Впоследствии Стерлинг Рекс (Sterling Rex) сделал успешную концертную карьеру в Филадельфии. Тиражи записей квартета были небольшими, и сегодня они весьма редки. В то же время записывалось и продавалось огромное количество пластинок белых музыкантов, таких как "Америкэн Квартет (American Quartette)", "Критерион Квартетт (Criterion Quartette)", "Пирлесс Квартетт (Peerless Quartette)", "Хэйден Квартетт (Hayden Quartette)" и других исполнителей.
W.C. HandyВетеран ансамбля "Махараз Минстрелз (Mahara's Minstrels)" и кларнетист из группы У.К. Хэнди (W.C. Handy) Уилбур С. Суэтман (Wilbur C. Sweatman) вспоминал, что в 1903 году собрал секстет для записи цилиндра с композицией Скотта Джоплина (Scott Joplin) "Maple Leaf Rag", который, как полагают, продавался малым тиражом в музыкальном магазине Миннеаполиса. Суэтман возобновил свою карьеру в звукозаписи на "Эмерсон Рекордз (Emerson Records)" в 1916 году, записав композицию "My Hawaiian Sunshine" в сопровождении так называемого "Эмерсон Симфони Оркестра (Emerson Symphony Orchestra) (фактически в нем было всего несколько музыкантов), а также номер собственного сочинения "Down Home Rag" вместе с "Эмерсон Стринг Трио (Emerson String Trio)". Следующей весной он и его джаз-бэнд записали шесть инструментальных пьес для кампании "Пате (Pathe)" в числе которых "Joe Turner Blues" и "Boogie Rag", на самом деле не имеющая никакого отношения к стилю буги-вуги. Еще годом позже Суэтман принялся разрабатывать новую на тот момент блюзовую жилу, записав композиции "Regretful Blues" и "Ev'rybody's Crazy 'Bout the Doggone Blues, But I'm Happy" для "Коламбии ". В пору расцвета своей популярности Суэтман был известен умением играть на трех кларнетах одновременно.
В 1908 - 1910 гг. на "Коламбии" записывался С. Кэрролл Кларк (C. Carroll Clark), обладатель чистого, жалобного голоса, который он сопровождал аккомпанементом банджо. Способный петь как тенором, так и баритоном, Кларк стал известен обработками песен, выражавших тоску по довоенному Югу, таких как "De Little Old Log Cabin In de Lane" (автор Уилл Хэйз (Will Hays)), "Carry Me Back to Tennessee" (в обработке Септимуса Уиннера (Septimus Winner)), "Massa's In de Cold, Cold Ground", "Old Folks at Home (Way Down Upon the Swanee River)" и "Old Dog Tray" (автор Стивен Фостер (Stephen Foster)). Кларк также исполнял песни в стиле "coon song" - "Doan Ye Cry, Ma Honey", "Daddy's Pickaninny Boy" и "Sleep Time, Mah Honey". В каталоге кампании "Коламбиа" тех лет он назван как "возможно, лучший исполнитель старинных мелодий с плантаций", а также как "любимец покупателей продукции фирмы "Коламбиа".
Родившийся примерно в 1885 году в штате Индиана и выросший в Денвере, Кэрролл Кларк много лет прожил в Нью-Йорке, где пел в ресторанах, клубах и церквях, а также некоторое время работал в музыкальной школе для чернокожих. В 20-е годы он записал несколько записей неблюзовых композиций, выпущенных кампаниями "Блэк Суон" (Black Swan), "Okeh" и студией звукозаписи "Парамаунт (Paramount)", а в 1923 году он снова записался для "Коламбии". В записи песни "Nobody Knows de Trouble I've Seen", выпущенной на лейбле "Блэк Суон", принял участие Ф. Хэмилтон Хендерсон (F. Hamilton Henderson), впоследствии ставший известным музыкантом под именем Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson). В композициях "Swing Low, Sweet Chariot" и "One Sweetly Solemn Thought" баритон Кларка звучит а-капелла; в "For All Eternity" и "Dear Little Boy Of Mine" его поддерживают фортепиано со скрипкой. Также под фортепиано он исполняет песни "By An' By" и "Oh! It Didn't Rain" (обработка Гарри Берлея (Harry Burleigh)), спиричуэл "I Stood On de Ribber ob Jordan" и тенор-версию песни "Swing Low, Sweet Chariot" вышедшей на "Парамаунте" и "Чемпионе (Champion)" как композиция "Норфолк Джубили Квартета (Norfolk Jubilee Quartett)". Дальнейшая судьба этого прекрасного, но впоследствии забытого певца неизвестна.
В декабре 1909 года во время турне по Северо-востоку США сделала свои первые записи группа "Фиск Юниверсити Джубили Квартет (Fisk University Jubilee Quartet)", которой руководил Профессор Джон Уэсли Уорк (Prof. John Wesley Work). Фирмой "Виктор" были выпущены пять двухсторонних дисков, на которых были записаны спиричуэлы, песня "Old Black Joe" и две поэмы Пола Л. Данбара (Paul L. Dunbar) в исполнении второго тенора Джеймса А. Майерса (James A. Myers). В сессии также участвовали Ной Уокер Райдер (Noah Walker Ryder) и Алфред Гарфилд Кинг (Alfred Garfield King), который, однако, вскоре после этого оставил квартет. В 1912 году "Фиск Юниверсити Джубили Квартет" записал еще несколько цилиндров Эдисона, на которых Уорк руководствил коллективом, состоящим из Л.П. О'Хара (L.P. O'Hara), Чарлза Уэсли (Charles Wesley) и известного тенора Роланда У. Хэйза (Roland W. Hayes). Эти записи были сделаны непосредственно перед переходом лейбла на производство записей на цилиндрах системы "Блю Эмберол (Blue Amberol)", поэтому цилиндры с записями "Фиск Юниверсити Джубили Квартет" выпуска 1912 года были в широкой продаже всего несколько месяцев и на сегодняшний день представляют собой большую редкость. В том же году для фирмы грамзаписи "Коламбиа" в Нью-Йорке была записана группа "Аполло Мейл Квартет (Apollo Male Quartette)", исполнявшая торжественные спиричуэлы в классическом концертном стиле.
Некоторые из ранних записей "Фиск Юниверсити Джубили Квартет" были выпущены под псевдонимом "Саузерн Фор (Southern Four)" на лейбле "Эдисон Даймонд Дискс (Edison Diamond Discs)". В 1914 году "Фиск Юниверсити Джубили Квартет" подписали контракт с "Коламбиа Рекордз", обеспечившей гораздо лучшую продажу их записей. В каталоге 1917 года фирмы "Виктор" несколько композиций квартета внесены в списки, где названы "необычными номерами. Некоторые из них трогают сердце своим пафосом, а некоторые, несмотря на глубокую религиозность, порой вызывают улыбку странным пониманием Библейской истории".
В перерывами между турами 1914 и 1916 годов группа музыкантов "Таскиджи Инститьют Сингерз (Tuskegee Institute Singers)" сделала приблизительно двадцать записей в формате "двойной квартет (double quartet)" для компании "Виктор", в том числе "Go Down Moses", "Swing Low, Sweet Chariot", "Steal Away", "Old Time Religion" и "Roll, Jordan, Roll". В каталоге лейбла "Виктор" 1917 года эти записи указаны как "негритянские народные песни" и объявил, что "Таскиджи Инститьют Сингерз" "исполняют старые спиричуэлы, унаследованные от отцов и дедов, в глубоко почтительном духе, с особыми, первородными тоновой окраской и гармониями, что придаёт им большую образовательную и историческую ценность". Во время сессии грамзаписи в роли лидера восьмерки музыкантов выступил тенор Элвин Дж. Нили (Alvin J. Neely). Он же солировал в "Таскиджи Инститьют Сингерз" во время сеансов их записи в 1926 и 1927 годах для фирмы "Виктор".
Записывавшийся для той же компании "Виктор" в марте 1909 года Чарли Кейс (Charley Case) был широко популярен как исполнитель монологов, пародирующих слезливые, сентиментальных баллады 80-х и 90-х годов XIX века. Урожденный Джон Кэсс (John Cass), некогда адвокат, затем переквалифицировавшийся в артиста водевильного жанра (амплуа - "негр"), родился в городе Локпорт штата Нью-Йорк. Своё настоящее имя он сменил на псевдоним после того, как в среде публики возникла трансформация его имени в "Джек Кэсс" ("Jack Cass", созвучное "jackass" - "осёл, дурак, болван"). Мастер невозмутимой манеры исполнения, Кейс обычно начинал свои монологи короткой моралистической балладой с неожиданным уходом от темы, за которым следовало псевдоизложение сюжетной линии с дальнейшими её изворотами. Его самые известные монологи "A Warning to Boys" и "A Warning to Girls" были возвращены на сцену Верноном Дэлхартом (Vernon Dalhart) в 1928 году.
Другие речевые записи как правило принадлежали видным представителям афроамериканского общества тех лет, и выпускались в очень небольших количествах. Так, чтец Эдвард Стерлинг Райт (Edward Sterling Wright) записал три "Блю Эмберол"-цилиндра. В 1908 году лейблом "Коламбиа Персонал Рекординг (Columbia Personal Recording)" была выпущена запись фрагмента речи Букера Т. Уошингтона (Booker T. Washington), автора книги "Из рабства (Up From Slavery)"; годом позже этот трек были переиздан фирмой грамзаписи "Брум (Broome)". Августовский 1914 года номер "Саунд Уэйв (Sound Wave)" сообщал о том, что Джек Джонсон (Jack Johnson), первый негритянский боксер-тяжеловес, одержавший победу в Чемпионате мира, сделал двухчастную запись под названием "Physical Culture" после победы над Фрэнком Мораном (Frank Moran). Несколькими годами позже на звуконосители записывался и Маркус Гарви (Marcus Garvey).
В то время, как к 1910 году на Кубе, в Бразилии и Пуэрто-Рико фирмы грамзаписи охотно приглашали в свои студии чернокожих артистов, в США записи афроамериканцев встречались пока достаточно редко, а записи смешанных черно-белых составов - и того реже. Заметным исключением являются сделанные в марте 1910 года на цилиндрах Эдисона записи бывшего солдата Армии конфедератов Полка Миллера (Polk Miller) с его "Олд Саут Квартетт (Old South Quartette)", полностью состоявшим из чернокожих артистов. То же можно сказать и о группе "Афроамерикэн Фолк Сонг Сингерз (Afro-American Folk Song Singers)", записывавшей в 1914 году на "Коламбии" песни Уилла Марион Кука (Will Marion Cook) "Swing Along" и "Rain Song", причем Кук непосредственно руководил группой - полагают, что это было его единственное появление на записи. Их почти четырехминутная версия песни "Swing Along" тогда воспринималась как весьма обличительного характера гимн черного самоутверждения.
Афроамериканская кабаре-группа "Райт Квинтет (The Right Quintette)", организованная приблизительно в 1912 году Джеймсом И. Лайтфутом (James E. Lightfoot), в 1915 году выпустила новую, динамичную версию "The Rain Song" на "Коламбии". На другой стороне пластинки была помещена другая композиция Уилла Марион Кука "Exhortation". Артист-ветеран ревю Уильямса и Уокера (Williams and Walker revues) Лайтфут был ведущим певцом "Райт Квинтет" на ответственных выступлениях в "Манхэттан Казино (Manhattan Casino)" и "Лафайетт Театре (Lafayette Theatre)". Среди членов группы был Джеймс Мантелл Томас (James Mantell Thomas), который записывался в 1902 году вместе с "Динуидди Колоред Квартетт".
Стремясь оседлать повальное увлечение танцевальными мелодиями, начало которому положили Айрин и Вернон Касл (Irene and Vernon Castle), "Джеймс Риз Юэроп'с Сосайети Оркестра (James Reese Europe's Society Orchestra)" сделали десять записей на лейбле "Виктор" в период между декабрем 1913 и октябрем 1914 годов. Среди этих записей были известные европейские пьесы "Castle Walk" и "Castle House Rag". Вскоре после выхода этих записей возникло еще несколько подобных оркестров. "Однако они не шли ни в какое сравнение," - писал Генри Л. Грант (Henry L. Grant) в июльском 1921 года номере "Нигроу Мьюзишн (The Negro Musician)", - "поскольку есть только один оркестр Юэроп'с, и было что-то не поддающееся анализу в характерном для него тонком чувстве ритма". И это не говоря уже о невообразимых аранжировках и неистребимом свинге, которыми славился этот коллектив.
После начала Первой Мировой войны лейтенант Джеймс Юэроп (James Europe) подключил весь свой организационный талант к тому, чтобы со всей страны собрать даровитых музыкантов в свой 369-й пехотный оркестр (369th Infantry Band). Отбирая музыканта за музыкантом, он создал великолепный состав, который, по оценке Гранта, "можно было поставить в один ряд с лучшими оркестрами мира. Эти музыканты добились славы для себя и для своего руководителя. Европа была от них в восторге. Франция была от них без ума. Они сделали негритянские ритмы Америки популярными во всем мире".
В марте и мае 1919 года 369-й оркестр лейтенанта Джима Юэропа ("Хелл Файтерз - Сокрушители ада") (Lt. Jim Europe's 369th ("Hell Fighters") Band) записал две дюжины композиций для фирмы грамзаписи "Пате", в частности "St. Louis Blues", "Memphis Blues", "Darktown Strutters' Ball", "Hesitating Blues", "Missouri Blues", "On Patrol In No Man's Land" и "Broadway Hit Medley". Мужской хор под названием "Джим Юэроп'c Сингинг Серенадерз (Jim Europe's Singing Serenaders)" записал четыре спиричуэла на мартовском сеансе; в "Exhortation (Jubilee Shout)" солировал Creighton Thompson (Крейтон Томпсон), а в "Little David Play On Your Harp" - Noble Sissle (Нобл Сиссл). На майском сеансе старая водевильная труппа "Фор Хармони Кингз (Four Harmony Kings)" в составе её основателя Уилла Ханна (Will Hann), первого тенора Айвэна Харолда Браунинга (Ivan Harold Browning), второго тенора Уильяма Берри (William Berry) и баритона Чарлза И. Дрэйтона (Charles E. Drayton), записала "Swing Low, Sweet Chariot" и "One More Ribber to Cross", которые в каталоге "Пате" числятся исполненными коллективом "Джим Юэроп'c Фор Хармони Кингз (Jim Europe's Four Harmony Kings)". Меньше чем неделю после своей последней записи Джим Юэроп погиб от ранения ножом, которое нанёс ему барабанщик его же собственного оркестра.
Юби Блейк (Eubie Blake) начал свою выдающуюся карьеру в грамзаписи летом 1917 года, сделав на лейбле "Пате" записи своего "Пате'з Юби Блейк Трио". "Sarah From Sahara", "Hungarian Rag" и "American Jubilee" были записаны в Нью-Йорке при участии Блейка, второго пианиста Эллиота Карпентера (Elliott Carpenter) и барабанщика Бродвея Джонса (Broadway Jones). Вероятно, Блейк играл в составе оркестра Нобла Сиссла на сеансах записи 1917 и 1918 годов для "Пате", когда были записаны "Can't You Hear Me Callin', Caroline", "Good Night, Angeline", "He's Always Hanging Around", "Little Alabama Coon", "A Little Bit o'Honey", "Mammy's Little Choc'late Cullud Chile", "Mandy Lou", "Somebody's Gona Get You", "Stay In Your Own Back Yard" и "There It Goes Again". Начиная с 1920 горда Юби Блейк аккомпанировал Ноблу в на сеансах записи для фирм "Парамаунт" и "Эмерсон".
Mamie SmithВ сентябре 1917 года "Мемфисский оркестр под управлением У.К. Хэнди" - "У.К. Хэнди'з Оркестра ов Мемфис (W.C. Handy's Orchestra of Memphis)" - записал несколько инструментальных рэгов и блюзовых композиций для "Коламбии". В 1919 году лейбл "Лиратон (Lyratone)" анонсировал выпуск его знаменитых "Beale Street Blues", "Joe Turner Blues", "Hesitating Blues" и "Yellow Dog Blues", но, очевидно, эти пластинки никогда не были выпущены. В ноябре 1917 года музыкальная группа под управлением Форда Дэбни (Ford Dabney) записала композицию "The Jass 'Lazy Blues" для лейбла "Эолиан Вокалион (Aeolian Vocalion)".
В 1918 году известный тенор Роланд Хэйз (Roland Hayes) сделал первую серию записей оперных арий и духовных песен. В 1919 году кларнетист Ашилль Баке (Achille Baquet) делал диксилендовые записи совместно с Джимми Дюранте (Jimmy Durante); тогда же на "Пате" записали четыре композиции "Биддл Юниверсити Квинтет/Квартет (Biddle University Quintet/Quartet)" и на том же лейбле записался Оупал Купер (Opal Cooper). Но уже следующим летом выпуск композиции "Crazy Blues" в исполнении певицы Мэйми Смит (Mamie Smith) дал старт лихорадочной охоте за право записать других перспективных исполнительниц блюза, что ознаменовало собой начало романа Америки с этим жанром.

Перевод Салавата Галиева (с) 2000 С.Г.; ред. Михаил Бирюков (с) 2001

  

404 Not Found

404 Not Found


nginx/0.9.5