Блюз как составная часть фольклора

Ричи Унтербергер (Richie Unterberger),
All-Music Guide
(оригинал лежит здесь)

Великая Депрессия, охватившая в начале 30-х годов XX века Соединённые Штаты Америки, положила конец карьере в звукозаписи многих блюзовых исполнителей, и лишила многих начинающих музыкантов возможности записаться, уничтожив в зародыше их шанс на коммерческий успех. Между серединой 30-х и серединой 50-х годов, сельский блюз (country blues) записывался на пластинках очень редко. Коммерческие звукозаписывающие компании того времени полностью сменили свои приоритеты, и если бы в конце 50-х не были посеяны семена блюзового и фолк-возрождения, новые всходы интереса широкой аудитории к корневому блюзу могли бы уже никогда не появиться.
Наши собрания образцов сельского блюза, как и наши знания о традиционном блюзе в целом, были бы намного беднее, если бы не усилия исследователей, проведших в те годы большую работу. Так, Библиотекой Конгресса США был организован сбор ценнейших ''полевых записей'' (field recordings) для целей собирания образцов народного творчества. И хотя методы организации этой работы носили сугубо академический, музейный характер, очень часто результатом этих записей являлась музыка, свободная как от соображений коммерческой выгоды, так и от заботы исполнителей о своём имидже, зато дававшая представление о подлинном блюзе и народных песнях.
Самыми значительными из этих ''архивариусов'' были Джон А. Ломакс (John A. Lomax) и его сын Алан (Alan Lomax). Старший Ломакс - красочная фигура, достойная написания о нем книги. Он собирал песни начиная с подростковых лет, которые он провёл на Юго-Западе США. После получения образования в Гарвардском университете он продолжил полевую работу, уже на научной основе. В 1907 году Ломакс записал на цилиндр ковбойские песни, которые явились первыми записаными в Америке народными англоязычными песнями. В 1910 он издаёт собрание "Ковбойские песни и другие баллады приграничных территорий" (Cowboy Songs and Other Frontier Ballads), одну из наиболее известных записей подобного материала.
В начале 30-х гг. Ломакс, однако, с трудом сводил концы с концами, занимаясь избранным им делом. Поэтому он с большим энтузиазмом принял должность хранителя Архива народной песни Библиотеки Конгресса США (Library of Congress' Archive of Folk Song). Именно усилиями Ломакса основанный в 1928 году архив стал выполнять функцию записи и сохранения Американской народной музыки. Ледбелли в тюрьмеВ этом деле ему помогал сын Алан, который был еще подростком, когда в 1933 году Ломакс в новом качестве начал собирать американские народные песни и баллады. Работа была нелегкой, оборудование для полевых записей - весьма громоздким (даже современная портативная звукозаписывающая студия весит 315 фунтов).
Чарлз Вулфи (Charles Wolfe) и Кип Лорнелл (Kip Lornell) пишут в книге ''Жизнь и легенда о Ледбелли": ''Сделанные Ломаксом записи Ледбелли (Leadbelly) революционны сами по себе, даже несмотря на то, что человек, чьими первыми записями они являлись, стал впоследствии главной фигурой в американской музыке. Сама идея относительно использования фонографа в полевых условиях для сохранения подлинной народной музыки была тогда еще довольно нова. Большинство коллег Джона Ломакса собирали песни классическим методом: предварительно записывались текст и мелодия, а затем певца просили несколько раз исполнить песню - до тех пор, пока собиратель-фольклорист не уловит все особенности исполнения и не отразит их на бумаге <...> Джон Ломакс сразу осознал ограниченность этого метода, особенно при записи песен чернокожих певцов, использовавших четвертные тоновые интервалы, блюзовые тона, сложный и, часто, рваный ритм. Белые музыканты пытались записать эти песни по правилам европейской системы нотации. В 1933 году была создана целая теория полевых записей, которая и сегодня отличается от традиционной нотной записи. Полевые записи предназначались не для коммерческого использования, а для сохранения культурного наследия. Не было никаких посторонних мотивов, желания делать из певца ''звезду''. Как и сотням собирателей народных песен после него, Джону Ломаксу приходилось убеждать людей исполнять свои песни, объяснять им, почему их песни нужны, а затем убеждать различных представителей властей - начальников, доверенных лиц, бюрократов - в том, что это серьезная, заслуживающая внимания работа. Он также стоял перед моральной проблемой: как сохранить записи и авторские права певцов; её он решил, жертвуя диски Библиотеке Конгресса.
Для записи вне студии Ломакс должен был преодолеть массу технических проблем; всегда был риск, что во время записи хлопнет дверь или помешает другой шум. Его новейшая звукозаписывающая аппаратура включала специально разработанный фирмой "Эн-Би-Си" (NBC) микрофон, но не было никаких глушителей ветра, способных уменьшить шум при записи на улице. Ломакс учился балансировать звук, размещать микрофоны, бороться с эффектом эха и отражением звука от стен, и скоро стал квалифицированным звукооператором."
Когда Ледбелли был освобожден из тюрьмы, он стал помощником Ломакса. Их взаимоотношения были очень бурными, они постоянно конфликтовали и, возможно, их союз мог бы закончиться трагически, если бы спустя несколько лет Ледбелли не начал успешную профессиональную карьеру, исполняя множество народных и классических блюзовых песен перед публикой до самой своей смерти в 1949 году. В Библиотеке Конгресса насчитываются записи более двух сотен его песен, составляющих большую и лучшую часть его наследия.
Джон и Алан Ломакс записывали не только блюз, но также все виды народной музыки из различных регионов, включая музыку "каджун" (cajun music), а также рассказы бывших рабов и песни из трудовых исправительных лагерей Калифорнии. В конце 30-х Джон Ломакс, которому к тому времени было уже за 60 лет, Слепой Вилли МакТеллменее активно участвовал в полевых экспедициях, чем Алан, который записывал также и джаз, создав коллекцию размером в дюжину полноценных альбомов с песнями и рассказами Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton). Кроме этого, Алан записал для Библиотеки Конгресса США пианистов Алберта Эммонза (Albert Ammons), Мид Лакса Льюиса (Meade Lux Lewis) и Пита Джонсона (Pete Johnson) во время знаменитого концерта "От спиричуэла к свингу" (Spirituals to Swing), прошедшего в Нью-Йоркском Карнеги-холле (Carnegie Hall) в 1938 году. Эти три пианиста, несмотря на значительный отпечаток джаза в их творчестве, оставили свой значимый след в истории блюза, являясь популяризаторами стиля буги-вуги. Тем не менее Ломакс-старший не торопился уйти на покой; в 1940 году он сделал новый существенный вклад в библиотеку блюза, записав Слепого Вилли МакТелла (Blind Willie McTell).
Свои наиболее важные блюзовые изыскания от имени Библиотеки Конгресса США Алан Ломакс предпринял в начале 40-х гг. в рамках проекта по сбору и сохранению образцов черной музыки графства Коахома (Coahoma), штат Миссисипи. В этих поездках он нашел Мадди Уотерса (Muddy Waters) и Сона Хауса (Son House), музыка которых представляла собой синтез архаичного и современного Дельта-блюза. Впрочем, вскоре Хаус (вероятно Ломакс не знал, что в его арсенале к тому времени уже были несколько коммерческих записей) оставит музыку и переедет жить в штат Нью-Йорк; снова он появится на сцене только в эпоху блюзового возрождения 60-х. Мадди Уотерс, записывавшийся для Ломакса как акустический гитарист, после переезда в Чикаго в 1943 году вдохнет в дельта-блюз новую жизнь. Помимо этих сессий, в 1946 году Алан Ломакс сделал интересные записи настоящего блюза, записав Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy), Сонни Боя Уильямсона (Sonny Boy Williamson) и Мемфис Слима (Memphis Slim), которые, как и многие другие из архива Библиотеки Конгресса, включают и беседы с участниками сессий; эти записи были выпущены лейблом "Рикодиск" (Rykodisc) в 1990-х годах под названием "Блюз ночной Миссиссиппи" (Blues in the Mississippi Night).
Алан Ломакс, как сказано выше, не специализировался на блюзе. Следующие пять десятилетий своей карьеры он посвятил всем видам народной музыки. Записи, сделанные им в конце 50-х годов и выпущенные в комплекте пластинок "Песни Юга" (The Songs of the South) лейблом "Атлантик" (Atlantic), увенчались открытием ранее не записывавшегося Mиссиссипи Фреда МакДауэлла (Mississippi Fred McDowell), ставшего затем одним из наиболее популярных акустических исполнителей блюзового возрождения 60-х. Ломакс был и руководителем Фестиваля Народной музыки в Ньюпорте, а его привязанность к традиционным стилям исполнения блюза сослужила ему недобрую службу, когда он бурно протестовал против появления электрических инструментов на фестивалях в середине 60-ых годов. Своё жизнеописание Алан Ломакс оставил в книге "Земля, где начался блюз" (The Land Where the Blues Began), выпущенной в 1993 году.
Библиотека Конгресса была не единственной организацией, посвятившей себя сохранению традиционного блюза в виде записей. Например, фирма "Фолкуэйз" (Folkways) под руководством Мо Эша (Moe Asch) начиная с 40-х годов записала огромный архив народной музыки, который, естественно, включает в себя и блюз. Ледбелли, Сонни Терри и Брауни МакГиСонни Терри (Sonny Terry) и Брауни МакГи (Brownie McGhee) - лишь некоторые из наиболее видных блюзовых исполнителей, делавших записи для этой студии. Перед смертью Эш продал каталог "Фолкуэйз" (Folkways) кампании "Смитсониан" (Smithsonian), которая в настоящее время занимается выпуском большой серии компакт-дисков, переиздающих ценнейшие записи "Фолкуэйз".
Некоторые из ранних альбомов, появившихся в результате блюзового возрождения 60-х гг. были очень близки к народной традиции, поскольку представляли собой живые образцы народного творчества. Такими были, например, записи Роберта Пита Уильямса (Robert Pete Williams), в конце 50-х так же как и Ледбелли найденного в колонии "Ангола" (Angola Penitentiary). Студия звукозаписи "Архули" (Arhoolie) представила слушателям много блюзовых и фолк-исполнителей - носителей первозданной блюзовой традиции, среди которых главной находкой был техасский сонгстер Мэнс Липскомб (Mance Lipscomb). На лейбле "Тестамент Рекордз" (Testament Records) вышли записи Джека Оуэнса (Jack Owens), Миссиссиппи Фреда МакДауэлла и других музыкантов. И всё же эти лейблы в принципе своего подхода отличались от Библиотеки Конгресса США и "Фолкуэйз", так как сделанные ими записи предназначались в первую очередь для продажи слушателям, а не для хранения в целях научных исследований в архивах. Издатели этих записей не были заинтересованы в пропагандировании малоизвестных и нетрадиционных музыкальных стилей, представляя слушателям материал, который должен был понравиться многим и принести определенную прибыль издателям, застолбившим свой небольшой сегмент рынка звукозаписей.
Это, однако, никоим образом не означает, что записям Библиотеки Конгресса суждено навеки оставаться в запасниках. Музыканты, записанные Ломаксом и другими исследователями, возможно, не выступали для широкой публики, но они зачастую отдавали себя музыке без остатка. Поэтому, несмотря на то, что фольклористы, возможно, не в полной мере добились желаемых результатов, результаты их самоотверженной работы могут служить материалом интересных исследований в целях дальнейшего изучения.

Перевод Салавата Галиева (с) 2000 С.Г.

  

404 Not Found

404 Not Found


nginx/0.9.5