Doctor Clayton

Биография | CD-дискография | Ccылки | Translate

Doctor Clayton"Roaming Gambler" (30 сек., 59 kB)
с альбома "Complete Recorded Works in Chronological Order, 1935 - 1942" (P) Document

Питер Джей “Доктор” Клэйтон (Peter J. “Doctor” Clayton (Cleighton)), род. 19 апреля 1898 г., в Джорджии, ум. 7 января 1947 г., в Чикаго, Иллинойс.
Питер Клэйтон - пианист, певец, автор своих блюзов - родился, по многим сведениям, в штате Джорджия. Ещё в раннем возрасте вместе со всей своей семьей переехал в Сент-Луис, где закончил школу, женился и устроился на работу на завод, а также начал музыкальную карьеру. Известны две его первых записи, сделанные еще в 1930 году.
Первый сеанс записи Клэйтона на студии фирмы грамзаписи “Блюберд” (Bluebird) в Чикаго состоялся в июле 1935 года; были записаны два номера, на которых ему аккомпанировала малоизвестная ныне пианистка Беатрис Уиллис (Beathrice Willis). На этих записях Клэйтон активно использовал ставшие потом для него характерными элементы вокальной эквилибристики – выкрики и подвывания фальцетом. Возможно, его исполнительская манера к тому моменту ещё не вполне устоялась, однако по крайней мере с самого начала записи Клэйтона имели яркий отличительный признак, выделивший его среди других исполнителей.
Очевидно, впрочем, что результаты первой записи Клэйтона не слишком впечатлили руководство “Блюберд”, поскольку последующие шесть лет он не появлялся в студиях грамзаписи, сосредоточившись на активных выступлениях в небольших клубах Сент-Луиса и окрестностей. В эти годы окончательно отшлифовались его стиль исполнения и артистический образ – он любил вызывающе одеваться, особое внимание уделяя головным уборам и необычным очкам (как правило, в ярко-белых оправах); одно время он разъезжал на автобусе со своим портретом на борту.
В 1937 году, в один из отъездов Клэйтона из города, его жена и дети трагически погибли в огне пожара. Клэйтон был глубоко потрясён этой трагедией. Он оставляет Сент-Луис и переезжает жить в Чикаго, но и там он никогда не смог оправиться от удара, нанесённого ему судьбой, и хотя не стремился отразить в своём творчестве постигшее его горе, в текстах некоторых его песен, таких как “Cheating and Lying Blues”, “Got to Find My Baby” и “On the Killing Floor”, проступает личность человека, утратившего оптимизм и интерес к жизни.
В июле 1941 года Клэйтон, ставший к тому времени куда более техничным, уверенным в себе исполнителем, снова появился в студии, на сей раз лейбла “Okeh”. Считается, что именно для участия в этой сессии им был впервые приглашен в студию молодой блюзовый гитарист Роберт Локвуд младший (Robert Lockwood Jr.). На сделанных в это время записях Клэйтон предстает как умело владеющий своими вокальными данными певец; его талант композитора и сочинителя текстов также проявляется в полную силу. Записанные им номера умело обыгрывают как современные политические реалии (тема бушевавшей в те годы в Европе Второй мировой войны ("'41 Blues")), так и темы личного свойства. Заимствования Клэйтоном из арсенала канонической блюзовой фразеологии крайне редки – очевидно, именно в силу того, что некогда он хотя бы окончил школу (что тогда отнюдь не было типично для чернокожего жителя Юга США), тексты его композиций более остроумны, содержательны и толковы, чем у большинства блюзовых исполнителей тех лет. Хотя некоторые из его песен, такие, как например “Dr. Clayton Blues”, исполнены характерного бахвальства от имени “доктора любви”, тем не менее в большинстве его сочинений эта “горячая” тема совершенно не эксплуатируется; не вполне даже ясно подлинное происхождение его прозвища.
Записи, сделанные в ноябре 1941 года и марте 1942 года, когда Клэйтон работал в сопровождении популярного басиста Рэнсома Ноулинга (Ransom Knowling), выбравшего для этих записей своим инструментом тубу, показывают Клэйтона в лучшей его исполнительской форме, отражая дальнейший прогресс его вокальной техники. Теперь он крайне ограничивает использование столь любимых им ранее фальцетных приемов. Всего за предшествовавшие тому девять месяцев Клэйтоном было проведено четыре сеанса записи – практически небывалая для того времени частота, явно свидетельствовавшая о признании его таланта и огромной популярности.
Было бы естественно ожидать от такого успешного артиста, каким на тот момент являлся Клэйтон, продолжения карьеры и в послевоенные годы. Тем не менее два сеанса записи, проведенные им в 1946 году, принесли достаточно скромные результаты – было издано всего четыре композиции. Глубокая психологическая травма от гибели семьи в последние годы взяла верх над талантом и силой характера Клэйтона – он много пил и вообще махнул рукой на себя и своё здоровье. В частности, по воспоминаниям современников, в суровые чикагские зимы он абсолютно не заботился о том, чтобы обуваться и одеваться сколько-нибудь теплее; несколько раз его находили на улицах без сознания в полузамерзшем состоянии. 7 января 1947 года Питер Клэйтон скончался; причиной его смерти явились воспаление лёгких и хронический алкоголизм.
Современники отзывались о Питере Клэйтоне как об очень тёплом, щедром человеке; Слепой Джон Дэвис (Blind John Davis) говорил о нём: “Прекрасный был парень… большой, большой артист и души замечательной”. И хотя, по словам Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy), в последний путь Доктора Клэйтона провожали всего десять человек, его музыка, зафиксированная в трех десятках прекрасных записей, долгие годы сохраняла популярность, оказав влияние на многих блюзовых исполнителей последующих лет. Знаменитый блюзовый пианист Саннилэнд Слим (Sunnyland Slim) свои первые записи выпустил под псеводнимом “Кореш Доктора Клэйтона (Доктор Клэйтон’з Бадди, Doctor Clayton’s Buddy)”. Другой известный блюзмен Профессор Лонгхэйр (Professor Longhair) активно использовал в своей исполнительской манере элементы вокальной техники Клэйтона. Наконец, такой гигант современного блюза, как Би Би Кинг (B.B. King) с благодарностью признаёт тот факт, что именно поразивший его в юности вокальный стиль Доктора Клэйтона помог ему найти и свою манеру исполнения блюза; отдавая дань признательности Клэйтону, Б.Б. Кинг записал несколько его композиций.

По материалам Encyclopedia of Popular Music Copyright Muze UK Ltd. 1989 - 1998, а также статьи Дэвида М. Фроста (David M. Frost) из буклета CD "Complete Recorded Works in Chronological Order, 1935 - 1942" (P) Document, перевод и изложение © М. Бирюков

Дискография

Complete Recorded Works in Chronological Order, 1935 - 1942 (Document) - 1993
Angels in Harlem (P-Vine)

кроме этого, записи Доктора Клэйтона можно найти на следующих сборниках:

Doctor Clayton and His Buddy, 1935-1947 (Story of Blues) - 1989
The Victory Collection, 3CD (Smithsonian/RCA) -1995
Mean Old World: The Blues from 1940 to 1994, 4CD (Smithsonian Collection) - 1996
Nothing But the Blues, box - 2000
Need a Shot: The Essential Recordings of Urban Blues (Indigo)
Blues in History, Vol. 1, 2CD (History)

Ссылки

Peter J. Clayton, Doctor Clayton и Peter Clayton на allmusic.ru (англ.)
Doctor Clayton - подробная хронология записей до 1943 (англ.)
I Ain't Gonna Drink No More: The Story of Doctor Clayton - статья Тони Берка (Tony Burke) о жизни и творчестве Доктора Клэйтона (англ.)
Doctor Clayton, Cheating & Lying Blues / Watch Out, Mama - пластинка Доктора Клэйтона (1941 г.) в продаже на сервере-магазине исторического винила World Wide Max; изображение лейбла (англ.)
Ain't Gonna Drink No More by Doctor Clayton - пластинка Доктора Клэйтона (1946 г.), там же (англ.)
Doctor Clayton (дат.)
Bluebird Blues - обложка японского сборника (1975 г.), содержащего 1 запись Доктора Клэйтона (яп.)

  

404 Not Found

404 Not Found


nginx/0.9.5